Узловатая эритема

Узловатая эритема (УЭ) – образование воспалительных узлов в толще подкожно-жировой клетчатки, обусловленное неспецифическим иммуновоспалительным процессом, который развивается под  влиянием  разнообразных факторов (инфекций, медикаментов, ревматологических и др. заболеваний). Это заболевание является, чаще всего,  реактивным процессом, на фоне какого-то основного заболевания.

Стадии развития
  1. Cтадия созревания (Iст) характеризуется розовым умеренно болезненным уплотнением без четких границ, развивается в течение первых 3-7 дней заболевания.
  2. Hазвернутая (зрелая) стадия (IIст)  представляет собой болезненный ярко-красно-багровый узел с четкими границами и пастозностью окружающих тканей, которая длится в течение 10-12 дней болезни.
  3. Cтадия разрешения (IIIст) - безболезненное подкожное или сине-желто-зеленого цвета (симптом «синяка») уплотнение без четких границ, продолжительностью от 7 до 14 дней.

Диагностика

Диагноз УЭ обычно устанавливается на основании характерной клинической картины. Клиническими критериями диагноза УЭ являются:

• мягкие эритематозные или с наличием симптома «синяка» узлы диаметром  1-5см и  четкими границами;
  • локализация высыпаний преимущественно на переднебоковых поверхностях голеней, реже на  бедрах и верхних конечностях;
  • длительность заболевания менее 6 недель; Узловатая эритема
  • разрешение узлов без изъязвления или рубцевания.
Причины возникновения узловатой эритемы:
  • наличие предшествующей инфекции глотки, кишечника;
  • прием медикаментов;
  • наследственная  предрасположенность;
  • патология поджелудочной  железы и печени;
  • зарубежные поездки и пр.
Лабораторные исследования:
  • общий анализ крови, общий анализ мочи;
  • биохимическое исследование (печеночные фракции, амилаза, липаза,трипсин, ферритин, a1- антитрипсин, кретинфосфокиназа);
  • иммунологическое обследование (СРБ, РФ, ds-ДНК, АНФ, ANCA);
  • серологическое  исследование (антистреплолиз, антитела к иерсиниям, семейство Herpesviridae и т.д.);
  • внутрикожный туберкулиновый тест;
  • компьютерной томографии органов грудной клетки (при необходимости проведение компьютерной томографии внутренних органов);
  • УЗИ внутренних  органов;
  • биопсия узла (редко).

У всех больных УЭ должна быть выполнена компьютерная томография органов грудной клетки для исключения заболевания легких как причины УЭ.

Лечение узловатой эритемы

Основными целями лечения узловатой эритэмы являются:
  • достижение ремиссии;
  • повышение качества жизни больных.
Общие замечания по терапии:
  • Больным УЭ назначают полупостельный режим;
  • Основным методом терапии УЭ является устранение провоцирующего фактора. Прием лекарственных препаратов, способных индуцировать УЭ, должен быть прекращен с учетом оценки соотношения риск-польза и на основании консультации врача, назначившего эти препараты. В отношении инфекций и новообразований, которые могут лежать в основе развития УЭ, должно быть проведено соответствующее лечение;
  • Лекарственная терапия обычно симптоматическая, так как в большинстве случаев патологический процесс спонтанно разрешается. Пациенты должны быть предупреждены о возможной активации процесса  в течение 2-3 месяцев. Рецидивы УЭ развиваются в 33–41% случаев.

Есть подозрение на узловатую эритему? Приходите, мы Вам поможем!
Записаться на прием к ревматологу в Самаре, можно позвонив по телефону на странице контакты.